Психологические процессы

На этой странице вы можете найти:

Восприятие

Ощущения и восприятие.

Воображение и восприятие

Память и восприятие.

Игры на развитие восприятия

План коррекционной программы на развитие восприятия

Внимание

Игры на развитие внимания

План коррекционной программы на развитие внимания

Память

Виды памяти

Физиологические основы

Игры на развитие памяти

План коррекционной программы на развитие памяти.

Наверх

ВОСПРИЯТИЕ

Восприятие – это результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико- синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. В отличие от ощущений, в процессах восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав.

Наверх

Сравнительный анализ процессов ощущения и восприятия.

В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свойства предметов, конкретных явлений или процессов (происходящих вне и независимо от нас), восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей, действительностью.
Причем даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно и вызывает простое ощущение.

Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способность ощущать дана всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения.
Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.

Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство
(например, ощущение яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу.

Наверх

Воображение и восприятие

Поскольку и восприятие и воображение зарождается в мозгу возможно постепенное превращение одного в другое. В отличие от  ощущений восприятие воспроизводит целостность объекта: его пространственные и временные границы, форму, величину объем и т. д

Таким образом, основной чертой, которая отличает воображение от различных форм активности в чувственном отражении, является своеобразная осознанность субъектом воображения человеческих(социальных, культурных…) оснований этой деятельности.

С процессами мышления восприятие сближает также возможность трансформации образа с целью привидения его к виду, пригодному для принятия решения. Подобные преобразования, часто неосознаваемые, могут способствовать решению стоящих перед субъектом задач. Таким образом, восприятие- не пассивное копирование мгновенного воздействия, а живой, творческий процесс познания.

Наверх

ПАМЯТЬ И ВОСПРИЯТИЕ

Восприятия, в которых человек познает окружающую действительность, обычно не исчезают бесследно. Они закрепляются, сохраняются и воспроизводятся в дальнейшем в форме узнавания виденных нами предметов, воспоминания о пережитом, припоминания былого и т. д. Осмысленное восприятие предметов всегда предполагает и включает их опознание, т. е. узнавание. Узнавание имеет место не только там, где мы опознаем и отожествляем определенный единичный предмет как тот же самый, который был уже прежде нами воспринят, но и в случаях обобщенного узнавания, когда мы опознаем воспринимаемый нами сейчас предмет как стол, стул, лампу, книгу и т. д. А без такого обобщенного узнавания предметов как относящихся к такому — то роду вообще не приходится говорить об осмысленном восприятии.

Но восприятие в своей конкретной реальности не может ограничиваться обобщенным, обезличенным опознанием предметов вне пространства и времени. Для познавательной ориентировки человека в окружающей действительности требуется известная преемственность между различными восприятиями, посредством которых в истории развития личности совершается ее познание действительности. Сохранение этой преемственности — не менее существенная сторона памяти, чем способность запомнить определенное положение или какую-нибудь частную операцию.

Наверх

Основные виды восприятия

В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различают: зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.

В соответствии с классификацией формы существования материи выделяют: восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

Наверх

Игры на развитие восприятия

1.Узнай по звуку.

Цель: развитие слухового внимания и фразовой речи.

Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы и звуки разными предметами. Если ребенок догадывается, чем произведен звук, он поднимает руку и говорит об этом взрослому, не оборачиваясь. За каждый правильный ответ ребенок получает награду- цветные фишки или маленькие звездочки.

2 Кто внимательный?

Цель: развитие слухового внимания и фразовой речи.

Ребенок сидит на расстоянии 2-3 метра от взрослого, а на столе лежат игрушки. Взрослый предупреждает ребенка: «Сейчас я буду давать тебе задания, говорить буду шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь  внимательней». Затем продолжает:

- Возьми мишку и посади в машину.

-Возьми мишку из машины.

Посади в машину куклу.

Ребенок должен услышать, понять и выполнить команды. Задания нужно давать краткие, но очень четко.

3.Геометрия

Развитие геометрического восприятия в пространстве.

Когда ребенок узнал какие бывают геометрические формы. Можно предложить ему найти эти геометрические формы, в какой либо комнате.

4.Из чего построить

Развитие геометрического восприятия.

Нужно изобразить маркером на белом листе дом, грузовик, паровоз, башню. Рисунки должны состоять из геометрических фигур. Пусть дети  называет фигуры, показывая их. А  можно  попросить его раскрасить: все квадраты- красным, треугольники- желтым, круги- синим.

5. Палочки

Развитие геометрического восприятия.

Из палочек построить разные геометрические фигуры и назвать их.

Наверх

План коррекционной программы на развитие восприятия

Цель коррекционной программы: развитие восприятия ребёнка младшего школьного возраста.

Задачи коррекционной программы:

1 Восприятие геометрических фигур

2. Формировать концентрацию восприятия

3. Воспитывать самоконтроль у ребёнка.

Форма организации: групповая (не более 10 человек), смешанная. Используется групповая и смешанная формы проведения занятий, так как именно в группе детей можно плодотворно провести игру, что является ведущей деятельностью данного возрастного этапа.

Этапы проведения коррекционной работы:

1. Ориентировочный этап — даёт возможность познакомиться с детьми, установить контакт с группой и с каждым ребёнком в ней.

2. Коррекционный этап — непосредственно коррекционная работа, в данном случае — развитие и коррекция восприятия. Используются специально подобранные игры и упражнения.

3. Итоговый этап — закрепление, подведение итогов проведённой работы.

Восприятие формы, величины, цвета

«Геометрия»

-Весёлый прозвенел звонок

Мы начинаем наш урок.

Продолжить учиться задачи решать

Компьютер будет нам помогать.

- Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. В каждом из вас присутствует настроение, но настроение бывает разное: хорошее и не очень. Поэтому я сейчас предлагаю отразить своё настроение в ваших тетрадях «солнышко и тучка».

Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие в страну Геометрию. А кто нас будет встречать вы узнаете очень скоро.

«Составь целое из частей»

Цель: восприятие геометрических фигур

Составить конструкцию клоуна  из 2—3 геометрических фигур по образцу. Клоун выложен из геометрических фигур
Как вы думаете из чего мы собирали клоуна???

Правильно из фигур!

- Как называется наука, изучающая фигуры? (геометрия)

- Эти фигуры живут в замечательном замке геометрии и концу урока мы  с вами должны туда попасть. Но по дороге нам встретятся трудности с которыми мы должны справится. Ну что в путь!

Давайте представим, что мы идем, идем и вокруг видим много всего.

«Найти предмет указанной формы»
Цель: восприятие геометрических фигур

На доске висят картинки треугольника, квадрата, овала, прямоугольника.

Ребята, а что это за геометрические фигуры?( треугольник, квадрат, овал, прямоугольник)

А давайте найдем их у нас в классе.

Молодцы!!! Но дальше мы не пройдем так как перед нами большая речка, и что бы её переплыть нужен корабль. А из каких геометрических фигур можно построить корабль

«Постройка корабля»

Цель: развитие геометрического восприятия.

Нужно из геометрических фигур сделать корабль.

Но чтобы отплыть нам нужно выполнить  следующее задание : (по группам)

I – вариант : начертить квадрат со стороной 4 см

II – вариант : начертить прямоугольник со сторонами 5 см  и 2  см

Но чтобы мы не скучали на корабле, капитан приготовил нам очень интересные игры.

«Какая фигура лишняя?»

Цель: закрепление геометрических фигур

Капитан приготовил нам разные группы геометрических предметов. Нужно выбрать лишнее и сказать почему?

И вот наконец мы добрались до страны геометрии а ее жители и все в этой стране похоже на геометрические фигуры. А какие геометрические фигуры мы с вами узнали?(треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал)

Наверх

Внимание

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно — вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным — можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Связь внимания с другими познавательными процессами

Все процессы познания, будь то восприятие или мышление, направлены на тот или иной объект, который в них отражается: мы воспринимаем что — то, думаем о чем — то, что — то себе представляем или воображаем. Вместе с тем воспринимает не восприятие само по себе, и мыслит не сама по себе мысль; воспринимает и мыслит человек — воспринимающая и мыслящая личность. Поэтому в каждом из изученных нами до сих пор процессов всегда имеется какое — то отношение личности к миру, субъекта к объекту, сознания к предмету. Это отношение находит себе выражение во внимании. Ощущение и восприятие, память, мышление, воображение — каждый из этих процессов имеет свое специфическое содержание; каждый процесс есть единство образа и деятельности внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно — сторона всех познавательных процессов сознания, и притом та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект.

Мы внимательны, когда мы не только слышим, но и слушаем или даже прислушиваемся, не только видим, но и смотрим или даже всматриваемся, т. е когда подчеркнута или повышена активность нашей познавательной деятельности в процессе познания или отражения объективной реальности. Внимание — это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Внимание — это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. Таким образом, хотя внимание не имеет своего особого содержания, проявляясь в других процессах, однако и в нем выявляется специфическим образом взаимосвязь деятельности и образа. Изменение внимания выражается в изменении ясности и отчетливости содержания, на котором сосредоточена познавательная деятельность. Во внимании находит себе заостренное выражение связь сознания с предметом; чем активнее сознательная деятельность, тем отчетливее выступает объект; чем более отчетливо выступает в сознании объект, тем интенсивнее и самое сознание. Внимание — проявление этой связи сознания и предмета, который в нем осознается.

Наверх

Виды внимания.

По своему происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание, наиболее простое и генетически исходное, называют также пассивным, вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает человека в этих случаях сама по себе, в силу своей увлекательности или неожиданности. Человек невольно отдается воздействующим на него предметам, явлениям, выполняемой деятельности.

В отличие от непроизвольного произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам неинтересно в данную минуту, но чем необходимо заниматься. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов.

Наверх

Игры на развитие внимания

1.Зеркало.

Упражнение на развитие зрительного внимания

Играть в эту игру можно в парах или двоем. Игроки садятся или встают друг напротив друга. Один из них совершает различные движения: поднимает руки, двигает ими в разные стороны, чешет нос. Другой- зеркало первого.

Для начала можно ограничить движениями рук, но постепенно усложнять игру: строить рожицы, поворачиваться. Время игры 1-2 минуты. Если зеркало продержиться 2 минуты, то получает1 балл. Игроки меняются местами..

2.Послушная тень

Упражнение на развитие зрительного внимания

Первый игрок изображает самые различные движения: как он купается в реке, что то пишет, чешет затылок…

Второй игрок тень первого. Он неотступно следует за первым игроком и в точности повторяет каждое его движение. Если «тень» продержалась 1 минуту, то получает 10 баллов. За каждое неправильное движение снимается 1 балл.

3.Цифровая таблица

Упражнение на развитие зрительного внимания

Таблицу следует показать ребенку и предложить ему как можно быстрее показать и назвать все цифры.

Более сложный вариант- в таблицу с 25 клетками вписать цифры от1 до 35, пропустив 10. Ребенок должен показать все цифры и отметить ошибки. При этом можно засечь время. В том случае если ребенок не справляется с заданием, можно сделать таблицу из 9 клеток.

4День недели

Ведущий называет все дни недели в разнобой и хлопает, кроме четверга. Дети повторяют за ним. Кто ошибется- вылетает из игры.

5. Наблюдательность

Упражнение на развитие зрительного внимания. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.

Детям предлагается по памяти описать спортивную площадку, путь из дома в школу. Такое описание дети делают устно, а их одноклассники дополняют.

6. цифры.

Детям предлагается прослушать ряд цифр и записать их с конца

8,35

5,67,86

3,87,64,91

5,765,98,54,234

6,75,345,67,457,345

7. Съедобное- несъедобное.

Упражнение на переключение внимания

Ведущий поочереди кидает мячик и при этом называет предметы(съедобные- несъедобные). Если съедобные мячик ловится, если нет, то отбрасывается

8.   Упражнение «Ладошки»

Упражнение на развитие устойчивости внимания.

Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала «волна» из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.

9.   Упражнение «Не собьюсь»

Упражнение на развитие концентрации, распределения внимания

Психолог предлагает следующие задания:

считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»

Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, — _черта замещает числа, которые нельзя произносить).

10.   Упражнение «Муха 1»

Упражнение на развитие концентрации внимания

Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль «дрессированной мухи». Доска ставится вертикально и ведущий объясняет участникам, что перемещение «мухи» с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд («вверх», «вниз», «вправо» и «влево») «муха» перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение «мухи» — центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями «мухи» не допустить ее выхода за пределы игрового поля.

После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры, или «видит», что «муха» покинула поле, он дает команду «Стоп» и, вернув «муху» на центральную клетку начинает игру сначала. «Муха» требует от играющих постоянной сосредоточенности.

  11.   Упражнение «Селектор»

Упражнение на развитие концентрации, устойчивости внимания

Для упражнения выбирается один из участников игры — «приемник». Остальная группа — «передатчики» — заняты тем, что каждый считает вслух от разных чисел и в разных направлениях. «Приемник» держит в руке жезл и молча слушает. Он должен поочередно настроиться на каждый «передатчик». Если ему сложно услышать тот или иной «передатчик», он может повелительным жестом заставить его говорить громче. Если ему слишком легко, он может убавить звук. После того как «приемник» достаточно поработает, он передает жезл своему соседу, а сам становится «передатчиком». В ходе игры жезл совершает полный круг.

7.   Упражнение «Мой день Рождения»

Упражнение развить память, способность к длительной концентрации внимания.

Участники группы, как и в предыдущем варианте, по очереди называют свои имена, но к своему имени каждый участник добавляет еще дату своего дня Рождения. Второй – имя предыдущего и дату его дня Рождения, свое имя и дату своего дня Рождения, третий – имена и дни Рождения двух предыдущих и свое имя и дату своего дня Рождения и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и даты дней Рождения всех членов группы.

12.   Упражнение «Съедобное – несъедобное»

Упражнение на развитие переключения внимания.

Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет — отбрасывается.

13.   Упражнение «Муха»

Упражнение на развитие концентрации, переключения внимания.

Упражнение проводится точно так же как и предыдущий вариант, только в усложненном варианте: увеличено количество мух (их две). Команды «мухам» подаются отдельно.

14.   Упражнение «Телефон»

Упражнение на развитие слухового внимания, слуховой памяти.

Словесное сообщение передается шепотом по кругу, пока оно не вернется к первому игроку.

Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»

 

Жили-были пузырь, соломинка и лапоть. Пошли они в лес дрова рубить; дошли до реки и не знают, как через нее перейти. Лапоть говорит пузырю: «Пузырь, давай на тебе переплывем?» – «Нет, — говорит пузырь, — пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, а мы перейдем по ней!»

Соломинка перетянулась; лапоть пошел по ней, она и переломилась. Лапоть упал в воду, а пузырь стал хохотать — хохотал, хохотал да и лопнул!

Наверх

План коррекционной программы на развитие внимания

Цель коррекционной программы: развитие внимания ребёнка младшего школьного возраста.

Задачи коррекционной программы:

1. Развивать объём, устойчивость, переключаемость и распределяемость внимания.

2. Формировать концентрацию внимания.

3. Воспитывать самоконтроль у ребёнка.

Форма организации: групповая (не более 10 человек), смешанная. Используется групповая и смешанная формы проведения занятий, так как именно в группе детей можно плодотворно провести игру, что является ведущей деятельностью данного возрастного этапа.

Этапы проведения коррекционной работы:

1. Ориентировочный этап — даёт возможность познакомиться с детьми, установить контакт с группой и с каждым ребёнком в ней.

2. Коррекционный этап — непосредственно коррекционная работа, в данном случае — развитие и коррекция основных свойств внимания. Используются специально подобранные игры и упражнения.

3. Итоговый этап — закрепление, подведение итогов проведённой работы.

 «В гостях у карлосона»

Цель: развитие концентрации внимания, ориентировки в пространстве, налаживание контакта с группой.

Задачи:

1. Развивать концентрацию внимания.

2. Оптимизировать ориентировку в пространстве.

3. Создать положительный эмоциональный фон занятия.

4. Воспитывать уважение к окружающему миру, терпение.

5. Воспитывать самоконтроль у ребёнка.

I. Вводная часть.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие.Скажите-ка мне, к кому же мы сегодня отправимся в гости? (Показывает картинку с карлосоном). Молодцы! А куда же нам идти?

- Так где же живёт карлосон? Хорошо! Теперь мы знаем куда идти – на крышу! Давайте построимся паровозиком и отправимся в путь-дорогу.

(Паровозиком проходят и садятся на стулья в круг)

II. Основная часть.

Вот мы и пришли. Давайте внимательно посмотрим на жилище мышки и поиграем в игру «Я вижу…»

1. Я вижу…

Цель: Развивать внимание ребёнка, оптимизировать ориентацию в пространстве.

Ход игры:

Участники, сидя в кругу, по очереди называют предметы, находящиеся в комнате, начиная каждое высказывание словами: «Я вижу…». Повторять один и тот же предмет дважды нельзя.

- Молодцы, ребята! Ну вот мы и осмотрели с вами дом Карлосона. А теперь давайте покажем Карлосону, как много мы о нем знаем.

2. Замри!

Цель: развитие внимание, обучение быстро реагировать на звуковые сигналы.

Ход игры:

Дети под музыку «летают как Карлосоны». Внезапно музыка обрывается — играющие должны успеть застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Кто не успел — выбывает из игры. Снова звучит музыка, дети продолжают игру. Играют до тех пор, пока не останется один человек — он и становится победителем.

- Молодцы, ребята! А теперь, прежде чем уходить, давайте нарисуем Карлосону на память красивые кляксы.

3. Кляксы.

Цель: снятие эмоционального напряжения у детей, создание благоприятного эмоционального фона, налаживание контакта с детьми; развитие умения видеть образ, проявлять самостоятельность в творчестве и создании образа.

Оборудование: чистые листы бумаги (А4), краска или гуашь, кисти.

Ход упражнения:

Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, который им хочется, плеснуть «кляксу» на лист бумаги и сложить лист вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Затем лист следует развернуть и постараться понять, на кого или на что похожа полученная «клякса».

Рекомендации: если кто либо из ребят затрудняется сказать, на что похожа его «клякса», можно коллективно с детьми обсудить и помочь этому ребёнку при ответе. Эту игру можно повторять через каждые 2 занятия, тем самым наблюдая за психическим состоянием детей.

- Вот молодцы, ребята! Какие красивые кляксы вы нарисовали Карлосону. Ну а теперь давайте прощаться с мышкой, нам пора возвращаться в группу. А по дороге домой нас ждёт ещё много приключений и новых встреч.

4. Счастливый путь.

Цель: стимулирование концентрации внимания, обучение быстро и чётко реагировать на звуковые сигналы.

Ход игры:

Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши 1 раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет 2 раза — позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

- А теперь давайте отдохнём после длинной дороги.

5. Релаксация «Поза покоя».

Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц.

Ход упражнения:

Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставит. Формула общего покоя произносится психологом медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая -

Очень лёгкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье…

И становится понятно -

Расслабление приятно!

III. Итоговая часть.

Молодцы, ребята! Скажите-ка мне, понравилось ли вам в гостях у Карлосона? Где она живёт? Что мы делали у мышки в гостях? На этом занятие закончено, до новых встреч!

Память

Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, позволяющие его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Наверх

Виды памяти и их особенности

В зависимости от деятельности хранения материала выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.

Мгновенная (иконическая) память представляет собой непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0.1 до 0.5 с.

Кратковременная память сохраняет в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 с.) обобщенный образ воспринятой информации, ее наиболее существенные элементы. Объем кратковременной памяти составляет 5 — 9 единиц информации и определяется по количеством информации, которую человек способен точно воспроизвести после однократного предъявления.

Оперативная память рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Длительность оперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней.

Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения. На практике функционирование долговременной памяти обычно связано с мышлением и волевыми усилиями.

Генетическая память обусловлена генотипом и передается из поколения в поколение. Очевидно, что влияние человека на этот вид памяти очень ограничено (если оно, вообще, возможно).

В зависимости от преобладающего в процессе функционирования памяти анализатора выделяют двигательную, зрительную, слуховую, {осязательную, обонятельную, вкусовую}, эмоциональную и другие виды памяти.

У человека преобладающим является зрительное восприятие. Так, например, мы часто знаем человека в лицо, хотя не можем вспомнить, как его зовут. За сохранение и воспроизведение зрительных образов отвечает зрительная.

Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой.

Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков

Эмоциональная память - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоции, запоминается без особого труда и на более долгий срок.

Возможности осязательной, обонятельной, вкусовой и других видов памяти по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью очень ограничены; и особой роли в жизни человека не играют.

По характеру участия воли в процессе запоминания и воспроизведения материала память делят на произвольную и непроизвольную .

В первом случае перед человеком ставится специальная мнемоническая задача (на запоминание, узнавание, сохранение и воспроизведение) , осуществляемая благодаря волевым усилиям. Непроизвольная память функционирует автоматически, без особых на то усилий со стороны человека. Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его.

Физиологические основы

По большей части физиологический процесс, лежащий в основе памяти, сводят к проторению нервных путей. Всякое возбуждение распространяется сначала диффузно по коре; оно встречает меньшее сопротивление со стороны тех нервных элементов, которые функционируют в данное время или недавно функционировали, эти элементы дренируют возбуждение В результате проторяются и при повторении все более стабилизируются пути, по которым впредь пойдет возбуждение Мозговые следы представляются при этом как изменения сопротивляемости, их распределением объясняется то, что возобновляющееся раздражение вызывает целый пучок связанных с ним в прошлом раздражении.

Наверх

Развитие зрительной памяти

Игра 1: Нам потребуется 2 «одинаковых » рисунка с некоторыми отличиями. В начале показываем первый рисунок (30-50 сек.), затем второй; после чего предлагаем найти различия по памяти и записать их на листке.

Игра 2: Показываем картинку с предметами стоящими на столе (10- 20 сек.), убираем картинку и предлагаем вспомнить, в какой последовательности предметы упали бы со стола, если бы мы наклонили его в какую-либо сторону. Напишите названия падающих предметов на листке.

Игра 3: Две картинки с различными предметами: легкими и тяжелыми, гладкими и шершавыми, мокрыми и сухими. Первая картинка: представьте, что Вы находитесь в этой комнате и дотрагиваетесь до каждого из предметов. Почувствуйте на ощупь все предметы; затем показываем вторую картинку: посмотрите на рисунок и определите, чем он отличается от предыдущего. Какие предметы переставлены местами? Вам будет легче если Вы вспомните как дотрагивались до предметов. Напишите название этих предметов на листке.

Игра 4: Для этой игры понадобятся палочки ( не более 10 штук).Я брошу палочки на стол сосчитать Вы их не успеете, поэтому постарайтесь их как бы » сфотографировать». Бросьте палочки на стол и через 1-2 секунды накрыть их листом. Скажите сколько палочек на столе.

Игра 5: Для этой игры понадобится 30-40 палочек. Выложим на столе 1-3 геометрические фигуры, сложенные из палочек через 1-2 секунды накрываем их листом и просим выложить их. Затем сравниваем с образцом.

Теперь считаем количество баллов за каждую игру:

45- 50 баллов; Поздравляем! У Вас отличная память.

35- 44 балла; у Вас хорошая зрительная память.

30- 34 балла; у Вас нормальная зрительная память. Обратите внимание на допущенные ошибки.

15- 29 баллов; не огорчайтесь. Тренируйте свою зрительную память Вы обязательно улучшите ее.

Игра6 Зачитываются слова. Испытуемые должны постараться запомнить их попарно. Затем читаются только первые слова каждой пары, а испытуемые записывают второе.

МАТЕРИАЛ:

1. курица - яйцо, ножницы - резать, лошадь - сено, книга - учить, бабочка - муха, щетка - зубы, барабан - пионер, снег - зима, петух - кричать, чернила - тетрадь, корова - молоко, паровоз - ехать, груша - компот, лампа - вечер.

2. жук - кресло, перо - вода, очки - ошибка, колокольчик - память, голубь - отец, лейка - трамвай, гребенка - ветер, сапоги - котел, замок - мать, спичка - овца, терка - море, салазки - завод, рыба - пожар, топор - кисель.

Игра7.Закройте глаза и представьте соответствующие картинки, названия которых произнесут.

1. Лев, нападающий на антилопу

2. Собака, виляющая хвостом

3. Муха в вашем супе

4. Миндальное печенье в коробке

5. Молния в темноте

6. Пятно на вашей любимой одежде

7. Бриллиант, сверкающий на солнце

8. Крик ужаса в ночи

9. Радость материнства

10. Друг ворующий деньги из вашего кошелька

А теперь вспомните и запишите названия визуализированных картинок. Если вспомните более 8 образов, упражнение выполнено успешно.

Игра8За 40 секунд постарайтесь запомнить 20 предлагаемых слов и их порядковые номера. Закройте текст, на листке бумаги напишите слова с их порядковыми номерами.

1. Украинец 11. Масло

2. Экономика 12. Бумага

3. Каша 13. Пирожное

4. Татуировка 14. Логика

5. Нейтрон 15. Стандарт

6. Любовь 16. Глагол

7. Ножницы 17. Прорыв

8. Совесть 18. Дезертир

9. Глина 19. Свеча

10. Словарь 20. Вишня

Продуктивность запоминания можно вычислить по формуле:

Количество правильно воспроизведенных слов . 100 = %

Количество предлагаемых слов

Игра9То же самое можно сделать с цифрами.

1. 43 6. 72 11. 37 16. 6

2. 57 7. 15 12. 18 17. 78

3. 12 8. 44 13. 87 18. 61

4. 33 9. 96 14. 56 19. 83

5. 81 10. 7 15. 47 20. 73

Игра10Зачитывают 10 слов. Нужно запомнившиеся слова в том же порядке, как они были предъявлены.

Слова: утро, серебро, ребенок, река, север, вверх, капуста, стакан, школа, ботинок.

Игра11Зачитываются ряды чисел. Нужно записать запомнившиеся числа. После этого вновь прочитывают ряды чисел и неправильно воспроизведенные по порядку и величине числа зачеркивают. Пропуск числа в ряду не считается ошибкой.

Числовые ряды:

37 48 95

24 73 58 49

89 65 17 59 78

53 27 87 91 23 47

16 51 38 43 87 14 92

72 84 11 85 41 68 27 58

47 32 61 18 92 34 52 76 84

69 15 93 72 38 45 96 26 58 83

 

Наверх

Упражнения на развитие зрительной памяти

Упражнение «Мой любимый фрукт»

Упражнение позволяет ведущему создать рабочий настрой в группе, также происходит развитие памяти, развитие способности к длительной концентрации внимания.

Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй – имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий – имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы.

Упражнение «Самый внимательный»

Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти.

Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется аплодисментами.

Наверх

План коррекционной программы на развитие памяти.

Цель коррекционной программы: развитие памяти ребёнка младшего школьного возраста.

Задачи коррекционной программы:

1. Развивать зрительную, слуховую, кратковременную, память

2. Воспитывать самоконтроль у ребёнка.

3. Развитие командного духа

Форма организации: групповая (не более 10 человек), смешанная. Используется групповая и смешанная формы проведения занятий, так как именно в группе детей можно плодотворно провести игру, что является ведущей деятельностью данного возрастного этапа.

Наверх

Этапы проведения коррекционной работы:

1. Ориентировочный этап — даёт возможность познакомиться с детьми, установить контакт с группой и с каждым ребёнком в ней.

2. Коррекционный этап — непосредственно коррекционная работа, в данном случае — развитие и коррекция основных свойств внимания. Используются специально подобранные игры и упражнения.

3. Итоговый этап — закрепление, подведение итогов проведённой работы.

Здравствуйте, ребята.

Сегодня у нас с вами необычное занятие. Сегодня мы будем играть в игру «Что? Где? Когда?» А для этого давайте поделимся на 2 команды, и выберем капитанов команд.

Теперь мне надо по 1 человеку из команды на 1 испытание.

Этап 1

Цель: развитие зрительной памяти.

-Ребята посмотрите на 1 рисунок и запомните его. Теперь посмотрите на 2 рисунок и скажите что на нем изменилось

Давайте посчитаем сколько исправлено и столько же балов получает каждая команда.

Этап 2

Теперь мне нужен 2 член команды.

Я зачитываю 10 слов. Нужно запомнившиеся слова в том же порядке, как они были предъявлены.

Слова: утро, серебро, ребенок, река, север, вверх, капуста, стакан, школа, ботинок.

Сколько слов написано правильно, столько баллов и получает команда

Этап 3

Выходит следующий член команды

Для этой игры нам понадобятся палочки ( не более 10 штук).Я брошу палочки на стол сосчитать Вы их не успеете, поэтому постарайтесь их как бы » сфотографировать». Бросьте палочки на стол и через 1-2 секунды накрыть их листом. Скажите сколько палочек на столе.

Кто говорит правильно. Тот получает балл для команды.

Этап 4

Выходит капитан команды. За 40 секунд постарайтесь запомнить 20 предлагаемых слов и их порядковые номера. Потом я закрою текст, на листке бумаги и вы напишите слова с их порядковыми номерами.

1. Украинец 11. Масло

2. Экономика 12. Бумага

3. Каша 13. Пирожное

4. Татуировка 14. Логика

5. Нейтрон 15. Стандарт

6. Любовь 16. Глагол

7. Ножницы 17. Прорыв

8. Совесть 18. Дезертир

9. Глина 19. Свеча

10. Словарь 20. Вишня

За каждую правильную строчку ты получаешь по 5 баллов

Ну а теперь давайте подведем результаты наших соревнований.

Всем спасибо за участие! Вы были очень дружными командами и боролись до конца.

Наверх

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s